Игры и упражнения, направленные на коррекцию
дисграфии и дислексии.
Упражнение №1. Работа со слоговыми таблицами
На уроке в случайном порядке учитель называет слоги таблицей и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать их. При выполнении этого задания учащимся ненужно раскладывать слоги на буквы, так как, произнесенные взрослым слоги дети запоминают целиком. Используя данные таблицы можно предложить детям следующие задания: 1. Прочитать слоги которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы; 2. Найти и прочитать слоги в которых есть мягкие согласные; 3. Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например, буква А или Ш; 4. Прочитать 1, 7, 5 строчку или столбик; 5. Найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово и т.д.
Так же можно осуществлять чтение в разных направлениях: в горизонтальном, в вертикальном и по спирали.
Проводя подобную работу, я использую игру «ЛОТО», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесенные учителем или выбранные учеником. Слоги нужно произносить с определенным интервалом: 2-3 секунды. После окончания игры проверяют результаты, кто из детей нашел все слоги.
Ссг- гсс |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бра |
ичр |
Арс |
для |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Сту |
Пре |
Чту |
Евн |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Кча |
Шки |
Явн |
Вре |
|||||||||||||||||||||||||||||||
гти |
Язг |
трю |
Овт |
Слоговые таблицы можно использовать и по другому. Детям предлагаются таблицы и состоящие из слогов, входящих в таблицу: учитель называет слово, а учащиеся отыскивают в таблицах слоги из которых состоит это слово. Можно предложить детям маркировку слова определенным цветом, например: в слоге слова «коза» закрасить красным цветом, а «лужа»- зеленым и т.д.
Подобные упражнения дают хороший результат при регулярном систематическом применении, по этому тренировочные упражнения следует выполнять не только в школе, но и дома под контролем родителей.
Ежедневно школьники непроизвольно запоминают слоги, входящие в них, поэтому материал и задания должны систематически меняться.
БУК |
КА |
ДВО |
СЛО |
МА |
БА |
КИ |
МО |
ЛАН |
ГИ |
НОЧ |
ЦА |
СЫ |
ЗИН |
СО |
ВИЛ |
КУ |
КРЫ |
РИ |
СА |
ДЫ |
ВЫ |
КРУ |
БРЮ |
ГИ |
НЫ |
РЫ |
ЗИ |
СА |
КА |
ЗЫ |
КИ |
ПО |
ГА |
РО |
ШИ |
БУКВЫ СЛОНЫ
КУРИЦА МАГАЗИН
ЗИМА МОРОЗЫ
СОБАКА САПОГИ
ВИЛКА КРЫСЫ
САНОЧКИ КРУГИ
ДВОРЫ БРЮКИ
ЛАНДЫШИ
Упражнение №2. Чтение слов разной слоговой структуры или игра «ЛЕСЕНКА».
АМ
САМ
СВОЙ
ВЫБОР
ВОСЕМЬ
ДЕВУШКА
КАЧЕСТВО
СТРОИТЕЛЬ
ОГРАБЛЕНИЕ
КРАЕВЕДЕНИЕ
1. прочти спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.
2.если встретил непонятное слово, остановись, узнай значение этого слова
3.если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.
4. найди «ХИТРЫЕ» буквы и подчеркни их.
5. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.
6. прочитай слова соответствующие определенной слоговой структуре. Например: согласный + согласный + согласный + гласный.
7.прочтаить слова с ударением на первом слоге, втором, третьем.
Упражнение №3. Чтение однокоренных слов.
Дает возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия это задание можно выполнять с раздаточным материалом., состоящим из набора слов с похожим звучанием. Детям предлагают карточки со словами, их необходимо разложить на два столбика по смыслу.
ГОРА ГОРЕ
ГОРКА ГОРЬКО
ГОРНЫЙ ГОРЮШКО
ГОРУШКА ГОРЕВАТЬ
ГОРИСТЫЙ ГОРЕМЫЧНЫЙ
ПРИГОРОК ПРИГОРЮНИЛСЯ
Упражнение №4
Помоги ёжику и белочке собрать грибы и ягоды.
Обведи предметы, на которых написаны слоги типа ССГ синим цветом, а слоги типа ГСС – красным.
Собери морские звезды
Составь слова из слогов и обведи их разными цветами. Речевой материал: кит, дельфины, акула, медуза, осьминог, черепаха.
ЗА
А
ПА
МЕ
ФИ
РЕ
Цель этих игр: закрепление умения различать слоги по составу.
Упражнение №5. Для закрепления слогового анализа и анализа слов.
«Доберись до острова сокровищ»
.
Составь слова и закрась их соответствующими цветами. Речевой материал: материк, острова, океан, экватор, рифы, скалы, пещера, пираты, джунгли.
Составь слова и соедини их с картинками.
Цель. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, определения слов, обозначающих предметов и действия; развитие зрительного внимания и зрительно- моторной координации, устойчивости и концентрации внимания.
Соедини слоги и прочитай сначала названия фруктов, а потом овощей.
ДЫ |
ОГУ |
НЯ |
РЕЦ |
БА |
ША |
|||||
НАН |
ГРУ |
ВА |
МОН |
СЛИ |
ЛИ |
|||||
НЯ |
ВА |
ТЫК |
ВИШ |
ПА |
РЕ |
Что записано в рамочках? Прочитай слоги. Выбери в каждой рамочке нужные слоги для составления слова. Запиши составленные слова в тетрадь. Выдели в каждом слове ударный слог.
БАК, ЛА, РЫ |
КА,ЛО, РО, СО |
|
РЮ, ЧИ, КЛЮ |
ЛО,КО,РО, МО |
Прочитай слоги и составь из них слова, соединив слоги стрелочкой.
ФАН |
ПОТ |
ФЛА |
ЗАК |
КАП |
МАН |
РЮК |
КАН |
КАР |
ТОР |
ГОР |
ТУК |
ДОК |
ЖОК |
ФАР |
ШОК |
БАЛ |
КОН |
КОМ |
ТИК |
Цель: закрепление понятия гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки и буквы, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза; развитие самоконтроля.
Внимательно рассмотри картинки и схемы. Подбери картинки к схемам и докажи, что ты правильно выполнил задание.
Прочитай внимательно слова и объясни их значение. Вставь в эти слова согласную букву Л. Как изменилось значение слов?
СОН |
ГАЗ |
КУБ |
КОК |
ПОТ |
СОВА |
Пройди лабиринт, собрав все буквы. Какие слова у тебя получились? Запиши эти слова в тетрадь, поставь ударение.
Игра «МОРСКОЙ БОЙ»
Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, совершенствовать умение воспроизводить слог как целостную единицу чтения, развивать слоговой анализ и синтез слов, формировать активный и пассивный словарь учащихся.
Детям предлагается игровое поле, на которых изображены корабли с написанными на них слогами: учитель называет место на поле, дети отыскивают его и называют написанный на нем слог, при необходимости анализируют его.
Если корабли называть в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а затем синтезируют. Чтобы слова получались легко, необходимо называть сначала слоги одного слова, затем другого.
Речевой материал к игре «МОРСКОЙ БОЙ»
Учитель |
Учащиеся |
Е-1, Д-7,А-9 |
ТАН, КА, ПИ- КАПИТАН |
Е-8, Ж-4 |
СКОЙ, МОР- МОРСКОЙ |
В-8 |
ПОРТ |
Б-4, К-7 |
РЕГ, БЕ- БЕРЕГ |
К-5, А-7 |
ЯК, МА- МАЯК |
З-5, А-1 |
ПРО, ЛИВ- ПРОЛИВ |
Ж-7, Г-2, З-3 |
РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ |
Ж-10, И-3 |
РОД, ГО- ГОРОД |
И-8, Д-3 |
СИР, БУК- БУКСИР |
Е-5, Б-6, |
БУХ, ТА- БУХТА |
Г-10, Б-2 |
РОМ, ПА- ПАРОМ |
И-6, Д-9 |
ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ |
Игра- лото «КОРЕНЬ СЛОВА»
Цель: научить детей читать слова, выделять корень, находить однокоренные слова. Развивать орфографическую зоркость. Обогащать активный и пассивный словарь школьника.
Детям предлагаются карточки, например, со словами:
Зимовать |
Бесцветный |
Перелетные |
Сторожка |
Летние |
Заморозки |
Учитель достает из мешочка маленькие карточки, на которых написаны слова, например: мороз, свет, голод, летать, сторожил, зима, цветной и другие. Дети читают слово, выделяют в нем корень и находят однокоренное слово на своих карточках. Если слово найдено, ученик называет его и накрывает фишкой. Выигрывает тот, кто не пропустил не одного слова.
Еще один интересный прием- это нахождение слов среди других букв:
ЛПОАРКНЕГДИВАНШДЕЛВКЕНКРОВАТЬЦИКЛОД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РОАТСКАСТРЮЛЯЭВХАЖКЕДЖИМОЗЕРКАЛОБТИ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТУМБОЧКАПИСЕТИКРЮБЛЕВИЛКАТЕРСИМЫВА В этом упражнении слова могут быть подобраны на одну или две лексические темы.
Более сложное упражнение- нахождение слов в квадрате заполненном буквами. В квадрате слова расположены не только по горизонтали, но и по вертикали. Выполняя эти задания можно предложить детям подчеркнуть найденные слова, выписать их и разделить на слоги, распределить на группы по теме.
|
Аналогично выполняется задание «НАЙДИ БУКВОСОЧЕТАНИЯ ИЛИ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАПИСАНЫ ДО ЧЕРТЫ» это задание можно выполнять на время.
ЛЕС |
СЕЛ |
СЛЕ |
ЛЕС |
ЕСЛ |
СЛЕ |
ЛЕС |
СЛЕ |
ТИР |
РИТ |
ТРИ |
ТИВ |
БИТ |
ТИР |
ТРИ |
ТИР |
ЗАЛ |
ЗАЛ |
АЗЛ |
ЗАЛ |
ПАЗ |
ЗАП |
ЗАЛ |
АЛЗ |
СУК |
СКУ |
СУК |
КУС |
УКС |
СУК |
БУК |
КОУ |
ПРИ |
ИРП |
РИП |
РПИ |
ВРИ |
ПРИ |
ПРИ |
ЛРИ |
Упражнение № 6
Разгадай ребусы
Ребус- это изображение в котором спрятано какое-то слово. Правило по которым составляют ребусы и разгадывают: 1. Если к названию картинки представленной на рисунке, добавить написанные буквы, то получится новое слово. 2. Знак запятой в начале или конце картинки обозначает необходимость убрать букву слева или справа от названия изображения. 3. Если ребус составлен только из букв, то необходимо разобраться как они расположены и подобрать подходящий предлог.
Упражнение № 7.
Работа с текстом
Добавляя по одному слову составь предложение по картинке.
ЛЕНА |
КАТАЕТСЯ |
. |
|||||||||||
НА |
. |
||||||||||||
НА |
С |
. |
|||||||||||
НА |
С |
||||||||||||
Игра «ЧУДЕСНЫЙ СУНДУЧОК»
Эта игра известна всем с детского сада, но я ее переделала для своих первоклашек. Вырезала буквы из линолеума, можно из другого материала, для каждой буквы сшила мешочек из непрозрачной ткани. Все мешочки с буквами сложила в сундучок. Есть несколько вариантов этой игры:
- Ребенок достает мешочек с буквой, на ощупь определяет какая это буква, описывает ее (из каких элементов она состоит). Может придумать слова там, где эта буква- звук находится в начале слова, в середине или в конце.
- Во втором варианте в сундучке остаются буквы, из которых можно составить определенные слова. К составленному слову нужно придумать предложение.
Опыт показывает, если данные упражнения, виды работ и игры, и подобные упражнения и игры, приведенные в данной работе использовать систематически, то многие учащиеся справляются со своими трудностями. У школьников улучшается качество, техника чтения, растет познавательный интерес, совершенствуются учебные умения и навыки, а так же повышается самооценка и уверенность в себе.