Подготовка педагога к аттестации
Планируя проходить аттестацию, педагог должен предоставить в аттестационную комиссию следующие документы:
1. ЗАЯВЛЕНИЕ (по установленной форме).
2. СПРАВКИ О СДАЧЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА (оригинал).
3. ПРОГРАММА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ
4. МАТЕРИАЛЫ О ПРОВЕДЕННЫХ ОТКРЫТЫХ УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (рабочие и открытые уроки посещает администрация и члены аттестационной комиссии).
5. САМОАНАЛИЗ УРОКА (открытого или рабочего, который посещала администрация или члены аттестационной комиссии.)
6. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ (материалы из опыта работы - папка).
7. САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (готовит аттестуемый работник).
8. ХАРАКТЕРИСТИКА (с подписью директора учреждения образования и печатью).
9. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТТЕСТУЕМОГО и другие аналитические материалы
10. КОПИИ:
-удостоверения о повышении квалификации за последние пять лет (базовые курсы, целевые, проблемные и др.)
-диплома, если высшее учебное заведение окончено с отличием (претендентам на вторую категорию со стажем работы один год).
- документа о присвоении академической степени магистра (претендентам на вторую категорию со стажем работы один год).
Вся процедура подготовки к аттестации должна быть завершена за неделю до аттестационного собеседования.
Материалы к аттестационному собеседованию должны быть предоставлены в аттестационную комиссию за неделю до аттестационного собеседования.
Педагогическому работнику к аттестационному собеседованию подготовить краткую информацию о профессиональной деятельности и направлениях работы в перспективе.
Собрав пакет документов, педагог подаёт их в аттестационную комиссию, которая на своём заседании принимает решение о том, допустить его к аттестации или отказать в допуске.
После принятия аттестационной комиссией решения о допуске педагога к аттестации составляется график аттестации (он согласуется с профсоюзным комитетом школы), и с этим графиком под подпись знакомят каждого из аттестуемых педагогов.
Затем с аттестуемыми педагогами беседует заместитель директора и информирует их о том, что требуется для успешного прохождения аттестации, так как именно заместителем директора составляется характеристика аттестуемого, которая заверяется подписью директора школы и согласуется с профсоюзным комитетом школы.
За неделю до аттестационного собеседования с характеристикой знакомится под роспись аттестуемый педагог. И конечный пункт аттестации – аттестационное собеседование, на котором принимается решение о присвоении соответствующей категории.
Срок проведения аттестации не должен превышать трёх месяцев с даты ознакомления аттестуемого с приказом о проведении аттестации.
- Если педагог переходит с одной должности на другую (например, с должности учителя на должность воспитателя или с должности преподавателя на должность учителя), то квалификационная категория автоматически не переносится, всё равно нужно пройти аттестацию в установленном порядке.
- Сейчас нельзя проходить аттестацию одновременно по двум должностям (например, учитель и педагог дополнительного образования) – нужно аттестоваться сначала по одной должности и как минимум через год, если позволяет стаж, можно аттестовываться по другой должности.
- Совместители могут проходить аттестацию, если имеют нагрузку не менее 0,25 ставки, то есть не менее 5 часов в неделю, и необходимый стаж работы с этой нагрузкой.
- Отменён с 1 сентября 2017 года пункт инструкции об обязательном подтверждении высшей квалификационной категории. Вместо этого в инструкцию включили пункт об аттестации на подтверждение второй, первой, высшей категории, а также категории «Учитель-методист» по инициативе руководства школы в случае, если педагог снизил уровень педагогической деятельности. Последнее изменение внесено в инструкцию 03.10.2017 № 50 и вступает в силу с 01.11.2017. Это изменение растолковывает термин «Образование, соответствующее педагогической деятельности» - следует понимать образование (высшее, среднее специальное) с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог».
Аттестуемым на заметку
Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации производит изучение педагогической деятельности учителя, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.
С этой целью изучается:
психологическая готовность учителя;
технологическая готовность учителя (воспитателя, руководителя кружка) (общая методическая подготовка учителя, знание преподаваемого предмета).
Дается оценка:
преподавательской деятельности учителя (воспитателя, руководителя кружка): знание нормативных документов, которые касаются вопросов образования; основных достижений педагогической и психологической теории и практики; в выполнении государственных программ; оценка качества проведения урока; интерес учащихся к преподавательскому предмету;
умений учителя (воспитателя, руководителя кружка) планировать свою деятельность;
деятельности во внеурочной воспитательной работе учителя;
работы учителя над повышением своего профессионального уровня (курсы повышения квалификации);
для первой и высшей категории – результатов исследовательской работы учителя (воспитателя, руководителя кружка), внедрения в практику методов и приемов современных образовательных и информационных технологий.
Основные принципы аттестации:
коллегиальность;
системность;
открытость;
целостность экспертных оценок.
К аттестационным материалам относятся:
заявление педагогического работника (подается на имя председателя аттестационной комиссии);
график прохождения аттестации;
протоколы заседаний аттестационной комиссии;
направление на сдачу квалификационного экзамена на высшую категорию;
характеристика аттестуемого;
справка о сдаче квалификационного экзамена(для высшей квалификационной категории, квалификационной категории "учитель-методист");
аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемого.
Нормативные правовые документы
Образец заявления на присвоение категории
https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/upr-kadr/attestatsiya/
Аттестация педагогических работников в Республике Беларусь проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101»
Комментарий к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101»
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 59 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся»
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»»
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 августа 2012 г. № 93 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6» «Условия оплаты труда работников отдельных организаций системы образования, отдельных работников органов внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также отдельных работников отдельных организаций, оказывающих социальные услуги, и организаций здравоохранения»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 № 818 «О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2016 года № 688 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2014 г. № 818»
Постановление Министерства труда Республики Беларусь 28 апреля 2001г. № 53 «Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании»
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 3 октября 2017 г. № 50 «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53»
ВНИМАНИЕ!!! Об аттестации педагогических работников
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях» (в ред. постановлений Минюста от 24.10.2011 №235, от 27.01.2012 № 18)
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Информацию о сдаче квалификационного экзамена на высшую категорию можно получить на сайте www.academy.edu.by в разделе Квалификационный экзамен (аттестация педагогических работников)
Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности
Требования к описанию педагогического опыта
Квалификационный экзамен начальные классы
Квалификационный экзамен труд, черчение
Квалификационный экзамен белорусский язык
Квалификационный экзамен биология
Квалификационный экзамен география
Квалификационный экзамен изо
Квалификационный экзамен информатика
Квалификационный экзамен история, обществоведение
Квалификационный экзамен иностранный язык
Квалификационный экзамен математика
Квалификационный экзамен музыка
Квалификационный экзамен педагог-организатор
Квалификационный экзамен педагог-психолог
Квалификационный экзамен социальный педагог
Квалификационный экзамен русский язык
Квалификационный экзамен физика, астрономия
Квалификационный экзамен химия
Квалификационный экзамен учитель-дефектолог
Методические рекомендации |
||
Алгоритм написания характеристики аттестуемого педагога | Скачать | |
Требования к претенденту на высшую квалификационную категорию | Скачать | |
Примерная программа изучения профессиональной деятельности | Скачать | |
Вопросы для самоанализа деятельности педагогического работника | Скачать | |
Качественные характеристики квалификационных категорий педагогических работников | Скачать |
Методические рекомендации к квалификационному экзамену при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории (учитель метематики) (New) | Перейти |
Методические рекомендации к квалификационному экзамену при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории (учитель химии) (New) | Перейти |
Методические рекомендации к квалификационному экзамену при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории (учитель биологии) (New) | Перейти |
Пробное тестирование к экзамену на высшую квалификационную категорию
Педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог дополнительного образования
Учитель-дефектолог
Педагог социальный (инвариантная часть, вариативная часть)
Педагог-психолог (инвариантная часть, вариативная часть)
Педагог-организатор (инвариантная часть, вариативная часть)
Педагог дополнительного образования
Воспитатель учреждения общего среднего образования (инвариантная часть, вариативная часть)
Учитель-дефектолог (инвариантная часть, вариативная часть)
Учитель начальных классов (инвариантная часть, вариативная часть)
Учитель музыки
Учитель изобразительного искусства
Учитель русского языка и литературы (инвариантная часть, вариативная часть)
Учитель химии
Учитель химии, биологии
Учитель физики (инвариантная часть, вариативная часть)
Учитель технического труда
Учитель обслуживающего труда
Учитель математики
Учитель информатики (инвариантная часть, вариативная часть)
Учитель географии
Учитель биологии
Учитель белорусского языка и литературы
Учитель английского языка
Учитель немецкого языка
Учитель истории и обществоведения
Учитель основ безопасности жизнедеятельности
Учитель допризывной подготовки
Учитель медицинской подготовки
Учитель начальных классов
Аттестационные тесты
Примерные задания для I этапа квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории (Академия последипломного образования)
http://www.academy.edu.by/semenarikonfer/1108.html
Инвариантный тест I этапа квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории (Академия последипломного образования)
http://www.academy.edu.by/component/content/article/1786.html
Тест на определение общепрофессиональной педагогической компетентности(инвариантная часть)
Тестирование на высшую категорию по материалам АПО (инвариантная часть)
Профессиональное тестирование (инвариантная часть)
Варианты заданий для квалификационного экзамена на присвоение высшей квалификационной категории(учитель младших классов (вариативная часть)
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ БИЛЕТОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» (вариативная часть)
Тестовые задания по русскому языку и литературе
Тестовые задания учебный предмет «Математика»
Тестовые задания ( учитель начальных классов, вариативная часть)
Пробное тестирование к экзамену на высшую квалификационную категорию
Ссылка: http://www.iro.gomel.by/attestatsiya/kvalifikatsionnyj-ekzamen